Поговорим про дорогие штучки?
Когда-то роскошь определялась своей редкостью. Эти вещи было невозможно купить или заполучить на свободном рынке.
Прогуливаясь по местному блошиному рынку, обнаружил, что сегодня люкс столкнулся с проблемой «эмуляции», как говорил Торстейн Веблен, когда «ребята с нашего двора» копируют шаблоны поведения своих образцов для подражания, обесценивая их символы статуса.
Сейчас в индустрии роскоши происходит переход к опыту, который сложно или нельзя воспроизвести. По сути, это просто новая форма демонстративного потребления. Элиты ищут то, что не получится массово воспроизвести.
Когда бренды стали слишком доступными, потребители люксовых продуктов и услуг нашли более сложные и труднодоступные способы демонстрировать свой статус — через уникальный опыт, требующий значительного культурного капитала, времени и доступа к эксклюзивным кругам.
У Пьера Бурдье есть исследования, посвященные этому переходу: от обычного, продуктового потребления — к основанному на опыте. Когда экономический капитал (та самая возможность покупать люксовые товары) стал широко доступен, элиты переместили фокус на культурный капитал — знания, вкус, эстетическое понимание.
Новая роскошь в виде персонального опыта становится формой «различения» (distinction), требующая не только денег, но и специфических знаний, вкуса и принадлежности определенным социальным сетям.
Стать виноделом, коллекционером искусства или шеф-поваром требует времени и серьезных, осознанных усилий на приобретение специальных знаний, которые невозможно просто купить на online-курсах.
Многие люксовые бренды настолько увлекались продажами, что забыли, почему люди изначально высоко ценили их продукты.
Идея роскоши постоянно эволюционирует, но фундаментальная человеческая потребность в статусе и отличии остается той же, что и тысячу лет назад.
Перед брендами встают новые вызовы.
Изменяются ли их стратегии?
Хорошие стратегии используют кураторство, а не наращивание всеми силами производства и продаж. Успешные бренды становится кураторами опыта, создателями сообществ и хранителями определенных культурных кодов.
Это новый подход к пониманию стратегии в сфере люкса.
Оставьте комментарий